Новая жизнь старины Ротора.
Оборудование для бурения скважин промышленного водоснабжения, структурно-поискового бурения на углеводородное сырье и глубоких скважин технического водоснабжения, представленное на российском рынке, до недавнего времени было ограничено двумя моделями установок отечественного производства. Речь идет о выпускаемых Кунгурским механическим заводом мобильных роторных буровых установках БА-15.06 и УРБ 3А3.
Несмотря на то, что в конце прошлого века на российский рынок пришли импортные гидрофицированные установки с подвижными вращателями от таких известных производителей, как Pracla, Wellco Drill и AGBO, установки с роторными вращателями не сдали своих позиций.
При сооружении промышленных скважин на глубины свыше 300 метров конечным диаметром свыше 190 мм современные гидрофицированные установки с подвижным вращателем проигрывают роторным установкам в надежности и экономичности, а их очевидные преимущества, такие как эргономичность, высокая ремонтопригодность, удобство управления, насыщенность средствами механизации вспомогательных операций, практически нивелируются значительной массой оборудования и его высокой ценой.
Так, масса установки с подвижным вращателем G-600 AGBO, предназначенной для бурения на глубину до 600 метров, достигает 26 тонн, в то время как обеспечивающая бурение до 700 метров БА15 весит не более 19 тонн.
Такая разница в весе обьясняется тем, в частности, что в отличие от установок с подвижными вращателями, мачты роторных установок не рассчитаны на передачу осевой нагрузки на буровой инструмент и не воспринимают крутящий момент – роторный вращатель смонтирован не на каретке механизма подачи, а на раме установки, а нагрузка на забой создается только весом бурового инструмента.
Конструктивные особенности роторных установок также обеспечивают им важное технологическое преимущество перед установками с подвижными вращателями.
Освобождение мачты роторной установки от функции направляющей рамы механизма подачи позволяет не только ее облегчить, но и увеличить ее высоту. При этом ход подачи бурового инструмента при бурении не ограничен ходом каретки, а при спуско-подъемных операциях и обсаживании скважин возможны операции с трубами значительной длины.
При бурении глубоких скважин, в особенности в мягких и средних породах требуется высокая точность контроля осевой нагрузки на породоразрушающий инструмент, во избежание произвольного искривления стволов и разрушения бурильных колонн.
Установки с роторными вращателями, укомплектованные системами измерения веса бурового инструмента, обеспечивают такой контроль, а благодаря тому, что нагрузка на долото создается только за счет веса бурового инструмента, регулируемого натяжением каната буровой лебедки и установкой над долотом утяжеленных бурильных труб, бурильная колонна при работе находится в растянутом состоянии.
На установках с подвижными вращателями также возможно бурение в режиме разгруженной колонны, однако при этом усложняются и удорожаются гидросистема и контрольно-измерительная аппаратура.
В 2017 году, опираясь на результаты маркетинговых исследований рынка и анализ предпроектных технических исследований, руководство группы компаний «Геомаш», традиционной продукцией которой являются механические и гидрофицированные установки с вращателями подвижного типа, приняло решение о начале разработки мобильных роторных установок для бурения разведочных и эксплуатационных скважин глубиной до 1000 метров.
По состоянию на первое полугодие 2019 года на рынок уже выведены две модели серии УРБ, потребность в которых подтверждена реальными заказами предприятий.
Сравнительные характеристики роторных буровых установок отечественного производства
Основные технические характеристики | БА-15.06 | УРБ-3А3 | УРБ-25 | УРБ-40 |
Мощность привода, кВт | 88.3 | 132 | 169 | 200 |
Нагрузка на крюке, допустимая, тс |
20 |
20 | 25 | 40 |
Условная глубина бурения, м | 700 | 700 | 800 | 1000 |
Рекомендуемый начальный диаметр бурения, мм | 394 | 394 | 535 | 780 |
Рекомендуемый конечный диаметр бурения, мм | 190.5 | 190.5 | 244.5 | 190,5 |
Диаметр применяемых бурильных труб, мм |
63.5 73 89 |
63.5 73 89 |
73 89 114 |
73 89 114 |
Длина бурильной трубы/свечи, м | 6/12 | 6/12 | 7/12 | 6/12 |
Длина обсадной трубы, м | 12 | 12 | 12 | 12 |
Длина ведущей трубы («квадрата»), м | 10.0 | 8.3 | 7.8 | 7.8 |
Тяговое усилие буровой лебедки, тс | 5.2 | 5.2 |
6.5 |
7.5 |
Грузоподъемность бурового талевого блока, тс | 20 | 20 | 25 | 30 |
Грузоподъемность бурового вертлюга, тс | 20 | 20 | 25 | 30 |
Грузоподъемность грузового талевого блока, тс | - | - | - | 40 |
Максимальный крутящий момент, кгс.м | 800 | 800 | 1600 | 1600 |
Частота вращения стола ротора, об/мин | 253 |
63…285 |
18…220 | 18…220 |
Тяговое усилие вспомогательной лебедки/ тартального барабана основной лебедки, тс | 2.5 | 2.5 | 2.2 | 2.2 |
Технологическое оборудование роторных буровых установок отечественного производства
Оборудование | БА-15.06 | УРБ-3А3 | УРБ-25 | УРБ-40 |
Насос буровой поршневой НБ-50 | + | + | + | + |
Насос буровой поршневой НБ-80 |
- | - | - | Опция |
Насосно-силовой блок | Опция | Опция | Опция | Опция |
Компрессорный блок | Опция | Опция | Опция | Опция |
Насос-дозатор ПАВ | - | - |
Опция |
Опция |
Электрогенератор | + | + | + | + |
Система измерения веса колонны ИВЭ-50 | + | Опция | + | + |
Подсвечник и балкон верхового рабочего | Опция | Опция | Опция | Опция |
Гидрораскрепитель | Опция | Опция | Опция | Опция |
Вспомогательная лебедка |
- |
- |
+ |
+ |
Гидравлический механизм сдвига ротора |
- |
- |
+ |
+ |
Буровое укрытие* |
- |
- |
+ |
+ |
* - для исполнений на автомобильных прицепах.
Установки УРБ-25 и УРБ-40 предназначены для сооружения эксплуатационных скважин промыщленного водоснабжения, структурно- поисковых скважин на углеводородное сырье, эксплуатационных скважин подземного выщелачивания минерального сырья, стволов для дегазации подземных горных выработок, вентиляционных стволов, скважин водопонижения и других скважин технического назначения.
Новые установки, в зависимости от комплектации, реализуют как вращательное бурение с прямой промывкой, являющееся основной технологией для роторных машин, так и ударно-вращательное бурение с погружными пневмоударными машинами, и вращательное бурение с обратно-всасывающей промывкой (эрлифтом). УРБ-25 и УРБ-40 могут, в зависимости от исполнения, монтироваться на грузовых автомобилях и длиннобазных автомобильных прицепах и приводиться от маршевых двигателей транспортных баз, либо от автономных силовых агрегатов.
Доступна комплектация технологическим оборудованием, включая буровые насосы, винтовые компрессоры, прицепные насосные и компрессорные блоки, прицепные трубные блоки, средства механизации вспомогательных операций.
Линейка продукции, начатая с УРБ-25 и УРБ-40, органично дополнивших размерный ряд отечественных роторных установок, бесспорно имеет потенциал дальнейшего развития.
Старине Ротору рано уходить на покой !
Импортозамещение в действии или пионерский марш
Самоходные установки для инженерно-геологических изысканий, обеспечивающие комплексные полевые исследования грунтов в труднодоступных районах, в условиях неразвитой дорожной сети и полного бездорожья, особенно актуальны для России (где, как известно, дороги – одна из двух главных бед).
Идеальным средством транспортировки технологического оборудования в подобных условиях являются гусеничные вездеходы и потому отечественные машиностроители, включая группу компаний «Геомаш», много лет шли по пути создания самоходных буровых установок на базе гусеничных транспортных машин, как покупных, так и собственного производства.
Вместе с тем, к 2018 году у технических специалистов «Геомаш» сформировалось отчетливое видение проблемы, заключающейся в прямой зависимости габаритных размеров, массы и приводной мощности транспортных средств от потенциальных возможностей бурового и испытательного оборудования, монтируемого на них.
Снаряженный вес самоходных установок, смонтированных на гусеничных транспортных базах повышенной проходимости, обладающих высокой мощностью и насыщенных дополнительным технологическим оборудованием (буровыми насосами, компрессорами, оборудованием для статического и динамического зондирования) достигает 13-18 тонн, вследствие чего они могут транспортироваться на объекты работ по дорогам общего пользования только специализированным большегрузным автотранспортом, что создает эксплуатирующим организациям серьезные логистические затруднения (необходимость согласования с дорожными службами, поиска путей объезда низких путепроводов, наконец – сезонные ограничения движения большегрузного транспорта).
Кроме того, для обслуживания и эксплуатации установок на гусеничных транспортных машинах необходимо вводить в состав буровых бригад квалифицированных механиков-водителей.
На основании проведенного анализа и с учетом пожеланий производственных организаций, выполняющих линейные изыскания, мы пришли к выводу о необходимости создания линейки буровых установок на дистанционно управляемых самоходных гусеничных платформах повышенной проходимости, масса и габариты, которых позволили бы выполнять их доставку к месту работ стандартным грузовым автотранспортом, но при этом мощность силовых агрегатов и грузоподъемность транспортных баз обеспечивали бы размещение необходимого технологического оборудования и его привод.
Подобные буровые установки ранее не выпускались в России, а выпущенные за рубежом технические средства отличает высокая начальная цена и высокая стоимость обслуживания.
На основе изучения и анализа конструктивных особенностей и опыта применения мобильных буровых установок отечественного и зарубежного производства, включая известные российским изыскателям и геологоразведчикам модели серии GM, cпециалисты группы компаний «Геомаш» выполнили разработку серии новых установок, в том числе применив и улучшив наиболее эффективные технические решения, ранее использованные в аналогах.
Работа над проектом заняла почти год и, надо признаться, этот год не был для нас легким. Тем более радостным оказался результат, полученный в ходе цеховых, полигонных испытаний и опытной эксплуатации, стартовых образцов установок УГБ-996 «Пионер» и УГБ-973 «Пионер».
Новинка обеспечивает комплексные полевые исследования, включая опробование грунтов и горных пород до XII категории по буримости одинарными и двойными колонковыми наборами «в-сухую», с промывкой или продувкой, отбор проб во вдавливаемые и забивные грунтоносы, опробование через колонны полых шнеков, а также - полевые испытания грунтов методами статического и динамического зондирования в соответствии с требованиями ГОСТ 19912-2012 и ГОСТ Р ИСО 22476-2-2017.
Новая установка, смонтирована на раме дистанционно управляемой гидроприводной гусеничной вездеходной платформы с приводом от дизельного двигателя с жидкостным охлаждением, укомплектована основным проходным вращателем с гидропатроном, модулями ударно-вращательного и алмазного бурения, автоматическим молотом динамического зондирования, буровым насосом и винтовым компрессором, средствами механизации вспомогательных операций.
Управление основными и вспомогательными операциями может осуществляться как с бортового пульта, так и с пульта дистанционного радиоуправления.
Комплектация установки в базовом исполнении высокомоментным проходным вращателем с гидропатроном и узлом ударно-вращательного бурения, смонтированными на общей каретке, дает возможность оперативного перехода между технологиями бурения при опробовании в сложных геологических условиях.
Так, например, возможна реализация вращательного бурения полыми равнопроходными шнеками диаметром 270 мм, которые в дальнейшем служат временной обсадной колонной при отборе проб ударным способом в забивной грунтонос на колонне бурильных труб, либо забуривание пилотного ствола скважины ударно-вращательным способом через моренные отложения с его последующей углубкой и временной обсадкой полыми шнеками.
В случае необходимости отбора проб в интервалах, сложенных скальными породами VIII-XII категорий по буримости возможен монтаж над проходным вращателем высокооборотного вращателя с буровым сальником, обеспечивающего бурение алмазным породоразрушающим инструментом.
При этом гидропатрон служит не только для передачи крутящего момента и осевого усилия при вращательном бурении с использованием проходного вращателя, но также для спуско-подъемных операций при ударно-вращательном и алмазном бурении, для передачи осевой нагрузки на колонну зонда при статическом зондировании и для подъема зондов статического и динамического зондирования.
Гидроприводной молот динамического зондирования монтируется на направляющей, установленной на каретке механизма подачи над проходным вращателем. При наращивании штанги зонда молот переводится в верхнее положение механизмом подачи, а в процессе углубки колонны зонда – свободно перемещается вниз вместе с ней.
По требованию установка может поставляться с комплектом анкерения установки при статическом зондировании, вспомогательной лебедкой, гидроприводным трубодержателем, совмещенным с раскрепителем резьбовых соединений.
Вес и габариты установок УГБ-996, УГБ-973 при полной комплектации и заправке ГСМ позволяют использовать для их транспортировки стандартные грузовые автомобили с грузоподъемностью от 5 до 8 тонн при условии их комплектации аппарелями.
Установки семейства «Пионер» для инженерно-геологических изысканий
Параметры оборудования | УГБ-973 | УГБ-996 |
Ход подачи, мм | 2400 | 2800 |
Усилие подачи вверх, кГс | 7000 | 13000 |
Усилие подачи вниз, кГс | 4000 | 8600 |
Крутящий момент основного вращателя, кГс.м | ||
I скорость | 350 | 700 |
II скорость | - | 350 |
Частота вращения основного вращателя, об/мин | ||
I скорость | 0-135 | 0…67 |
II скорость | - | 0…135 |
Рабочие диаметры зажимного патрона, мм |
32-63,5 | 32-63,5 |
Частота вращения высокооборотного вращателя, об/мин |
1200 | 1200 |
Производительность насоса, л,мин |
70 | 150 |
Рабочее давление насоса, бар |
90 | 90 |
Производительность компрессора, м3/мин |
2,5 | 5 |
Рабочее давление компрессора, бар |
10 | 10 |
Грузоподъемность вспомогательной лебедки, кгс |
400 | 400 |
Мощность силового агрегата, кВт |
74 | 104 |
Масса в полной комплектации, кг |
5000 | 8000 |
Дальнейшее развитие технических средств на базе дистанционно управляемых самоходных гусеничных платформах повышенной проходимости видится в создании геологоразведочных установок алмазного бурения, установок для бурения скважин под установку тепловых насосов и самоходных установок статического зондирования.
В условиях тяжелого экономического кризиса и ослабления национальной валюты мы сделали очередной шаг по пути реального импортозамещения и уверены, что буровые установки семейства «Пионер», разработанные и изготовленные на предприятиях ГК «Геомаш» с учетом многолетнего опыта зарубежных производителей подобного оборудования и особенностей отечественного рынка, найдут своих потребителей.
Муки выбора. Привод буровой установки для инженерной геологии
При инженерно-геологических и инженерно-геотехнических изысканиях для строительства используются в основном буровые установки с подвижными вращателями, смонтированные на самоходных колесных и гусеничных транспортных средствах и, несмотря на то, что за последние десять лет в России появилось немало новых производителей, продвигающих свои модели буровых установок для сегмента инженерной геологии, наиболее распространенными и популярными остаются гидрофицированные установки УРБ-2А2 и их модификации, имеющие гидравлический привод вращателя и механизма подачи, и установки ПБУ-2 с комбинированным приводом: механическим приводом вращателя и лебедки, и гидравлическим приводом механизма подачи.
Основные технические характеристики рассматриваемых установок сведены в таблицу.
Модель установки | ||||
Параметры основных агрегатов | УРБ-2А2 | УРБ-2А2Д | УРБ-2Д3 | ПБУ-2 |
Мощность привода, не менее, кВт | 60 | 60 | 60 | 44 |
Усилие подачи вверх, кГс Усилие подачи вниз, кГс |
5100 3000 |
5100 3000 |
6300 4000 |
8000 10 000 |
Крутящий момент, кГс.м |
201 | 200 | 400 | 500 |
Частота вращения, об/мин |
120-360 | 27-325 | 33-184 | 25-430 |
Грузоподъемность лебедки, кГс |
- | - | - | 2500 |
Гидрофицированные буровые установки вне зависимости от того, каким предприятием они изготовлены, при очевидных преимуществах – высокой эргономичности и безопасности, возможности плавной регулировки частоты вращения бурового инструмента, минимальном объеме подвижных механических частей, в первую очередь подверженных износу, потенциальной возможности относительно быстрого монтажа и демонтажа вышедших из строя агрегатов и дополнительных гидроприводных средств механизации требуют повышенного внимания к техническому обслуживанию, качеству применяемых гидравлических масел, а используемая на них гидроаппаратура изготавливается, как правило, за рубежом, что сказывается на стоимости и сроках поставки запасных частей.
Привод маслостанций гидрофицированных установок требует использования более мощных силовых агрегатов, чем привод механической трансмиссии в связи с относительно низким К.П.Д. гидравлических систем, следствием чего является повышенный расход топлива.
Установки с комбинированным приводом менее презентабельны, чем их гидрофицированные конкуренты, но при этом и не столь требовательны к квалификации обслуживающего персонала, качеству ГСМ и запасных частей, и в целом - более надежны и экономичны без ущерба для производительности.
Примером удачной конструкции установки этого типа является ПБУ-2, используемая при инженерно-геологических и геотехнических изысканиях свыше двадцати лет.
Буровая установка в базовой комплектации, смонтированная на собственной раме, оснащенная палубным двигателем и лебедкой с контролируемым свободным сбросом, обеспечивает реализацию практически всех технологий, необходимых для эффективного опробования и полевых исследований грунтов.
Модель установки | ||||
Технологии, применяемые при инженерных изысканиях | УРБ-2А2 | УРБ-2А2Д | УРБ-2Д3 | ПБУ-2 |
Отбор проб грунта в колонковые трубы | ДА | ДА | ДА | ДА |
Динамическое зондирование |
ДА |
ДА | ДА | ДА |
Отбор проб грунта забивными и вдавливаемыми грунтоносами через полые шнеки | НЕТ | НЕТ | НЕТ | ДА |
Бурение полыми шнеками с отбором проб грунта в съемный керноприемник | НЕТ | НЕТ | НЕТ | ДА |
Статическое зондирование | НЕТ | НЕТ | НЕТ | ДА |
Многолетний положительный опыт применения буровых установок типа ПБУ-2 на инженерно-геологических и геотехнических изысканиях в разнообразных географических (от Заполярья до Экваториальной Африки) и геолого-технических условиях объективно подтверждается устойчивым – даже на фоне затяжного экономического кризиса - спросом на данное техническое средство и доброжелательными отзывами специалистов, эксплуатирующих эту «рабочую лошадку».